Tidy data БЛОГ

Новые специальности
в старых ВУЗах

Как быть «рок-н-ролльным» преподом в традиционном ВУЗе. Преподаватель маркетинга в СПбПУ делится опытом.
Tidy data БЛОГ
Новые специальности
в старых ВУЗах
Как быть «рок-н-ролльным» преподом в традиционном ВУЗе. Преподаватель маркетинга в СПбПУ делится опытом.
Вуз: СПбПУ
Предмет: Цифровой маркетинг
Студенты: III бакалавриат, I магистратуры
Препод: Александр Климов
Классические, традиционные ВУЗы никогда не успеют обновлять и согласовывать учебные планы для прикладных и быстро меняющихся дисциплин, вроде цифрового маркетинга. Специально для таких случаев небольшой процент от общей программы для менеджеров должны читать практики из индустрии. Так, через несколько лет после выпуска я вернулся в ВУЗ, но уже в качестве преподавателя.

Достаточно быстро стало понятно, что невозможно просто взять и скопипастить знания и опыт из своей головы в головы студентов. Проверено не раз: ты расставляешь акценты, фокусируешь внимание на важном, повторяешь несколько раз. Примерно всё важное аудитория забудет к следующей паре. Поэтому нужно действовать хитрее. Как? Делюсь трехлетним опытом в этой статье:

Модель обучения и чем мы вообще занимались

Есть два основных подхода к обучению:

  • академический: сначала теория, а потом отработка на практике
  • практический: сначала постановка задачи, попытка решить «с кондачка», поиск теории для решения задачи
Наверняка для фундаментальной физики больше подходит первый вариант, но для маркетинга второй. Это точно.

Во время курса студентам ставится задача разработать сайт для собственной бизнес-идеи, оптимизировать его для поисковиков, наполнить контентом, интегрировать пиксели и аналитические системы, настроить таргетированную и контекстную рекламу. Таким образом по окончании семестра у студентов остается не только оценка в зачетке, но и полная маркетинговая обертка для собственного проекта.
Формулы для определения достаточного объема выборки
Фотка с занятия «Машинным обучением» со школьниками для атмосферы. Другой у меня нет.
Не буду включать инфо-циганина. По «взрослым» меркам результаты так себе. Ведь сложно запустить 20 диджитал проектов за 30 академических часов. Богачём или стартапером никто из студентов не стал, но кому-то полученный опыт помог найти работу или хотя бы приступить к исполнению своих бизнес замыслов с готовым сайтом и качественно настроенной рекламой.

Попутно образовательный процесс сопровождается кейс-чемпионатами, выступлениями, задачами, экспериментами. Вот пример SEO-эксперимента: вместе придумываем слово, которого нет в интернете. Типа такого:
Формулы для определения достаточного объема выборки
После чего студенты должны создавать сайты, чтобы побороться за первую позицию в поисковой выдаче по этому запросу.

Эксперимент симулирует реальную SEO-борьбу, а студенты на практике понимают, какие факторы ранжирования определяют поисковую выдачу.
Формулы для определения достаточного объема выборки
Раньше поисковики отвечали "ничего не найдено", а теперь такое
Такой подход помогает на собственном опыте разобраться в том, как устроены факторы ранжирования и как следует выстраивать работу с SEO-агентствами. Ах, как жаль, что мне когда то мне не преподали такой урок.

Про миссию преподавателя:
не быть говорящей головой

Сегодня все нужные инструкции без труда можно найти на ютубе. Поэтому «живому» преподавателю нет смысла становится говорящей головой. Нет смысла тратить время на «теперь нажмите пуск и наведите мышку на...» даже если речь про Яндекс Директ, Google Tag Manager или один из языков программирования.

Научить в инструменты и интерфейсы (будь то фрезеровочный станок или Яндекс.Директ) — это задача ютуба и среднего образования. Задача преподавателя передавать образ мышления и навык решения задач. Обобщать реальный мир в упрощенные схемы и концепции и объяснять их студентам. Например:
Формулы для определения достаточного объема выборки
Суть диджитал маркетинга в одной картинке

Про студентов

Боже, храни хулиганов.
Люди, оставайтесь третьекурсниками в душе.
Я работал только с бакалаврами третьего курса и магистрами первого. И между ними шокирующая разница (не только по моему мнению). Причём побеждают третьекурсники. Не знаю, что происходит с людьми за два года (привет, взрослая жизнь), но если средний бакалавр третьекурсник — это активный энтузиаст, вовлеченный в обучение, то средний магистр — грустный и потерянный. От магистров не рикошетят шутки и провокации, они реже проявляют энтузиазм, креатив и сильней боятся ошибиться (даже, если с первых пар даешь понять, что ошибиться — это норм, а «тупые» вопросы — это классно).

Когнитивные искажения: преподы тоже люди

Конечно же преподаватели необъективны и подвержены когнитивным искажениям. Активные студенты лучше запоминаются и воспринимаются, как более умные. С замкнутыми и неуверенными наоборот. К тому же это большой вопрос, за что ставить оценку? За набор «хард» навыков и знаний или «софт» скилы тоже попадают в зачет?
Формулы для определения достаточного объема выборки
Эй, маркетологи. Решите задачку? Какой таргет выбрать?
Вопрос остается открытым. Я люблю метрики и цифры, но вообще то против оценок.
Потому что какую шкалу выбрать для класса из белочки, рыбки и чайки? Оценивать по умению плавать, летать или копить орешки?
Один хорош в креативе, но не может посчитать простейшие метрики. Другая решит любую формальную задачу, но не может действовать в условиях неструктурированных данных. Третий ничего не может, но душа компании, коммуникатор, шутник и двигатель команды.

Есть рецепт: обезличенный экзамен и бальная система. Обезличенный, чтобы все-таки избавиться от влияния фактора активности, а балльная система, чтобы учесть фактические достижения на протяжении курса (за задания, за вовремя сделанные домашки, за инициативу, за качественный креатив или шутки с мэмами)
Баллы за шутки и мемы призваны вовлекать студентов
и выстраивать положительную эмоциональную связь с предметом :)
Формулы для определения достаточного объема выборки
Классическая кривая Гаусса: распределение баллов на финальном экзамене.
Справа и слева так называемые "выбросы" нетипично низкие и высокие оценки.

Про строгость: быть тряпкой губительно для индустрии

Мой персональный челлендж в процессе преподавания — быть строгим и даже жестким. Иначе студенты очень ловко садятся на шею и выторговывают себе выгодные условия из принципа лишь бы делать меньше.

Дело в том, что все мы немного приматы, даже если пытаемся замаскировать это макбуком или магистерской степенью. Эффективное обучение взрослых возможно только, если они признают более высокий ранг преподавателя. В школах это происходит автоматически (учитель старше и опытней). В ВУЗах уже сложнее, особенно, если некоторые студенты примерно равны по возрасту (или даже старше). Особенно хулиганистые (мои любимые — с высоким ранговым потенциалом) могут пытаться оспорить ранг преподавателя. Креативная, безопасная атмосфера к этому располагает.

Если позволишь — пиши пропало. Во-первых учиться дальше им будет трудно на подсознательном уровне (чему может научить тот, кто ниже по рангу), во-вторых другие студенты захотят таких же уступок (прощай дисциплина).

Короче тут нужно, как с женами: учиться быть внимательным, но категоричным ;)
Формулы для определения достаточного объема выборки
Творчество студентов
Быть добрым и уступчивым — значит вредить коллегам, как индустрии, так и имиджу ВУЗа в целом. Даже если ты работаешь с будущими менеджерами, а не врачами. Критерий очень простой: если этот студент придет устраиваться ко мне на работу, я его возьму? Если ответ «НЕТ» то речи не может идти о 4 или 5.

Замерять NPS

Сначала коротко о том, что такое NPS. Net Promoter Score — это стандартная бизнес-метрика для замеров удовлетворенности клиентов. Но я рекомендую её использовать вообще всем, потому обратная связь — это отличный ресурс для оптимизации своей работы.
Чтобы замерить NPS нужно задать вопрос в стандартной формулировке:

Насколько вероятно, что вы порекомендуете курс друзьям, знакомым или другим студентам?
Конечно это большой вопрос, каким должен быть коллектив (в данным случае студентов): счастливым или умным? Но если рассматривать образование, как услугу, то максимизация удовлетворенности имеет место быть.
Формулы для определения достаточного объема выборки
К сожалению опрос должен быть анонимным, поэтому я не могу посчитать корреляцию между удовлетворенностью и результатами итогового теста. По крайней мере данные говорят следующее:

  • Почти что всем курс понравился.
  • Бакалавры оценивают курс статистически значимо выше, по сравнению с магистрами. Значит наша любовь не безответна.❤
  • За пять семестров NPS немного снижается, но в рамках статистической погрешности.
Полезное дополнение к NPS — открытые вопросы без вариантов ответов:
    • Расскажите о СИЛЬНЫХ сторонах курса? Что вам понравилось?
    • Расскажите о СЛАБЫХ сторонах курса? Что вам НЕ понравилось?
    Формулы для определения достаточного объема выборки
    Это ответ на вопросы тех, кто находится в поисках мотивации выполнять свою работу
    Формулы для определения достаточного объема выборки
    Ну раз похвастался позитивными, то негативные тоже нужно выкладывать :\

    Откладывание на потом

    Все мы помним, как бездельничали весь семестр, откладывая подготовку на последний момент. Даже самые ответственные и заинтересованные студенты делают это. Так устроены человеки и их мозги. Поэтому задача мотивировать студентов учиться сейчас — это задача системы, то есть ВУЗа.
    Формулы для определения достаточного объема выборки
    Идея очевидна, но её практическую реализацию я подсмотрел на тренинге для пилотов. Там после прохождения каждых трех тем курсантам нужно сдавать промежуточный тест по пройденному материалу. Допуск к следующим занятиям выдается только после успешной сдачи. Изи! ⚡. Продуктивно и результативно. При такой системе студенты регулярно готовятся к микро дедлайнам, зато они не испытывают перегрузку непосредственно перед финальным экзаменом. Более того, периодически повторяемая информация усваивается лучше, чем обучение в формате «предэкзаменационный спринт». К сожалению такая схема нереализуема в рамках классического семестра, потому что студенты понимают, что до сессии им ничего не грозит.

    Выводы

    Если вы в роли препода:

    • Не будьте говорящей головой. Делитесь интересом к предмету, провоцируйте студентов учиться через решение реальных задач.
    • Используйте геймификацию для поддержки мотивации. Это реально работает.
    • Позаботьтесь о справедливых метриках оценки.
    • Поддерживайте студентов эмоционально, потому что узнавать новое — это стресс
      (о котором вы давно забыли).
    • Продумайте систему, которая будет стимулировать заниматься непрерывно, а не только перед сессией.

    Если вы в роли студента:

    • Ответственность за результат обучения лежит на вас, а не на преподе.
    • Баллы можно заработать не только «чистыми знаниями», но и активностью, вопросами и некоторых случаях даже шутками.
    • Оставайтесь третьекурсниками в душе ;)
    Понравилась статья?
    Бесполезно
    Ни рыба ни мясо
    Полезно